Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектно-исследовательской деятельности.
Тема по самообразованию: "Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира, как средство развития познавательной активности младших школьников».
«Образован не тот, кто много знает, а тот,
кто хочет много знать,и кто умеет добывать знания»
В. Вахтеров
Вопросы формирования познавательной активности школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников.
Познавательная активность – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.
Ученые и методисты отмечают, что в последнее время наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию.
Одно из противоречий, сложившихся в современной школе- противоречие между низкой познавательной активностью учащихся и ориентацией нового содержания образования на развитие личности, способной к самореализации.
- Как развить у ученика интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске?
- Как обучать, воспитывать и развивать без принуждения?
Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование познавательной активности. Именно поэтому опыт работы по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира» актуален.
Педагогам, включающим в свою работу исследовательскую деятельность, необходимо помнить такие заповеди:
- Учите детей действовать самостоятельно, независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций.
-
Не сдерживайте инициативы детей.
-
Не делайте за них то, что они могут сделать сами (или могут научиться) самостоятельно.
-
Не спешите с вынесением оценочных суждений.
-
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
· самостоятельно выявлять проблемы;
· прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
· выдвигать гипотезы, какими бы нереальными они ни казались;
· формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
-
Учите анализу, синтезу, классификации, обобщению информации;
-
Учите отстаивать свои идеи, учите отказываться от ошибочных.
-
Помните такой афоризм: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» (Конфуций)
Полезные ссылки:
https://sites.google.com/site/unyjissledovatel/home
https://sites.google.com/site/unyjissledovatel/home
http://verhspas.68edu.ru/metog/Metod_vestnik/proek_dejat.htm
http://www.numi.ru/
http://mpgu.su/ob-mpgu/izdaniya-mpgu/zhurnal-issledovatel-researcher/
Юный исследователь